Корпоративная культура российских университетов

26–27 февраля Ассоциация инженерного образования России (АИОР) и Томский политехнический университет провели для сотрудников российских вузов семинар «Корпоративная культура российских университетов в современных условиях».

На семинаре присутствовали представители Кемеровского технологического института пищевой промышленности, Волжского В. А. Пушныхуниверситета им. В. Н. Татищева (Тольятти) и Новосибирского государственного технического университета.
Целью семинара было представление результатов исследования корпоративной культуры российских вузов. Вел семинар В. А. Пушных, доцент, исполнительный директор комплексной программы развития ТПУ, который руководил данным исследованием. В исследовании принял участие 31 университет. На основе анкет, заполненных представителями администрации данных вузов, был построен обобщенный профиль организационной культуры для всех университетов, участвовавших в исследовании, и профиль для каждого университета в отдельности.
В. А. Пушных ответил на вопросы о проведенном исследовании.
– Виктор Александрович, как возникла идея подобного исследования?
– 15–16 лет назад в ТПУ была принята первая программа развития университета. Однако в процессе её реализации мы столкнулись с проблемами, которые было трудно объяснить. Анализ ситуации привел нас к мысли о том, что ключевым фактором, обеспечивающим хорошие темпы и правильное направление развития, является именно корпоративная культура. В связи с этим в третьей комплексной программе развития университета, реализация которой началась в ТПУ в 2001 году, была предусмотрена специальная целевая подпрограмма, посвященная исследованию корпоративной культуры. Первое такое исследование было проведено в ТПУ в 2001–2002 гг.; с учетом его результатов мы начали разрабатывать стратегию изменения корпоративной культуры университета. Для уточнения этой стратегии и было решено сравнить культуру ТПУ с культурой других университетов в России и США — ведь во всем мире к вузам предъявляются похожие требования. В ходе исследования мы получили множество подтверждений тому, что именно корпоративная культура является ключевым фактором успешности реформ. Совершенствование корпоративной культуры просто необходимо вузам для адаптации к постоянно изменяющейся среде.
– Планируете ли Вы продолжить работу с вузами — участниками исследования?
– Да, такое сотрудничество планируется. К сожалению, на семинар-тренинг, посвященный подведению итогов исследования, смогли приехать представители только нескольких вузов. В остальные вузы результаты анализа их корпоративной культуры будут высланы по почте. Мы готовы обсуждать полученные результаты и далее работать с каждым университетом в отдельности. Однако инициатива теперь должна исходить от самих вузов.
Обобщенные результаты исследования по всем университетам будут опубликованы в научных изданиях.

Н. А. Кочетурова,
ведущий редактор Информационной службы

Статья по теме:
Пушных В. А. Роль корпоративной культуры в управлении изменениями организации/Инженерное образование. — № 2. — 2004. — с. 32–37; электронная версия размещена на сайте Ассоциации инженерного образования России http://aeer.cctpu.edu.ru/winn/magazine/magazine2.phtml